Сценарии для праздников

И божество, и вдохновенье

музыкально-литературный вечер к пушкинскому юбилею

Ведущие располагаются у рояля, за столиком со свечами, в кресле, стилизованном под XIX в. Художественное оформление — репродукции портретов адресатов и вдохновительниц лирики А. С. Пушкина (А. П. Керн, М. Н. Волконской, Е. К. Воронцовой, Н. Н. Гончаровой) и композиторов (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. Кюи).
Романсы исполняются школьниками, или используются аудиозаписи.

1-й ведущий: Пушкину было 20 лет, когда он впервые встретился с 19-летней Анной Петровной, женой генерала Ермолая Федоровича Керна.
1-я ведущая: Это произошло в Петербурге, в доме президента Академии художеств А. Н. Оленина. Она произвела на поэта большое впечатление.
1-й ведущий: "Позволительно ли быть до того прелестною?" — спрашивал он своего друга за столом.
1-я ведущая: Через 6 лет после этого, в июне 1825 г., Анна неожиданно приехала к соседям поэта в Тригорское навестить свою двоюродную сестру Анну Николаевну Вульф.
1-й ведущий: Пушкин отбывал тогда ссылку в Михайловском. В один из вечеров он читал чудную поэму "Цыганы".
1 -я ведущая: А Анна пела для него "Венецианскую ночь" И. И.Козлова на музыку М. И. Глинки.
1-й ведущий: Пушкин назвал это пение "небесным". В альбоме Керн появились такие строки:
Если в жизни поднебесной
Существует дух прелестный,
То тебе подобен он...
1 -я ведущая: Давно его не видели таким добродушным, веселым, остроумным, любезным.
1-й ведущий: Он помнил и первую встречу с ней у Олениных. Они виделись ежедневно в течение месяца, а когда Анна уезжала, поэт подарил ей вышедшую тогда первую главу "Евгения Онегина". Между неразрезанными страницами лежал листок с написанным ночью стихотворением:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
1-я ведущая: Анна собиралась уже спрятать драгоценный подарок, поэт долго смотрел на нее, затем выхватил стихи и не хотел возвращать. "Насилу выпросила я их опять", — вспоминала Анна Петровна.
1-й ведущий: Она уехала в Ригу. Через два дня он уже пишет ей: "У меня сердце ноет... Каждую ночь гуляю я по саду и говорю себе: она была здесь: камень, о который она споткнулась, лежит на моем столе возле ветки увядшего гелиотропа..."
1-я ведущая: Он написал семь писем, семь восторженных посланий, полных противоречивых чувств, искрящихся любовью и ревностью одновременно, насыщенных преклонением перед поразившей его красотой. Он называл ее "чудотворной".
1-й ведущий: Вернувшись из ссылки, Пушкин встречался с ней в доме своих родителей и у А. А.Дельвига. Они подружились, но это был отзвук бь1лого увлечения, пути их разошлись.
1-я ведущая: Анна Петровна дожила до глубокой старости, на сорок два года пережила Пушкина, до конца дней носила в сумочке поэтический подарок и письма к ней того, кто обессмертил ее так же, как Петрарка обессмертил Лауру, а Данте — Беатриче.
2-я ведущая: Имя Пушкина было свято и для М. И.Глинки. А его личная судьба неожиданно переплелась и с семейством Керн.
2-й ведущий: Крут знакомых композитора был широк. И поэт Жуковский, на стихи которого Глинка писал музыку, и товарищ Пушкина по лицею, автор известных русских романсов Михаил Яковлев, и дипломат, автор комедии "Горе от ума" А. С.Грибоедов, который и сообщил о том, что придет в гости, да еще с ним — Пушкин!
2-я ведущая: В этот вечер Грибоедов наиграл грузинскую песню, Пушкин обещал непременно написать стихи. На следующее утро пришло письмо с текстом: "Не пой, волшебница, при мне ты песен Грузии печальной..." (Позднее "волшебница" было изменено на "красавица".)

Звучит музыка "Вальса-фантазии" М. И. Глинки, посвященного Екатерине Ермо-лаевне Керн, в инструментовке дирижера Г. Германа — "Павловский вальс".

2-й ведущий: 28 марта 1839 г. Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью Анны Петровны, чье имя освящено чувством к ней А. С. Пушкина. "Лицо бледное, и что-то в нем страдальческое... Но глаза ясные, выразительные, и необыкновенно стройный стан". Его привлекала "сдержанность" в каждом движении. "..Кити, Катрин, а по-русски — просто Катенька".
2-я ведущая: Она классная дама в Смольном, и ей живется нелегко: отец разорился, мать с ним разошлась, теперь у Катеньки отчим.
2-й ведущий: Впервые после долгой размолвки с женой у него появилась призрачная надежда на счастье. "Надо решиться на объяснение с ней, — говорил он. — Неужели человек не имеет права на счастье?"
2-я ведущая: Когда Анна Петровна узнала о намерениях Михаила Ивановича в отношении ее дочери, тут же благословила, но не стала скрывать, что "Катрин больна". "Доктора боятся чахотки..."
2-й ведущий: Глинка отдает все деньги на лечение. Мать и дочь уезжают на юг. А ему не хватило средств, чтобы к ним приехать. Зима 1840 г. прошла в работе, он часто болел, кроме "Руслана", работал над другими произведениями.
2-я ведущая: Ночь. Не спится. Он подходит к фортепьяно и в темноте проводит руками по клавишам. Слова Пушкина, посвященные Анне Петровне Керн, — "Я помню чудное мгновенье...", а музыка его, Глинки.
2-й ведущий: Пусть этот образец вокальной лирики будет посвящен девушке, с которой он не соединил жизнь: жена так и не дала развода, а разлука остудила чувства. Но останется лирическая пьеса — совершенное слияние высокой поэзии чувства с его музыкальным выражением.

Исполняется романс М. И. Глинки "Я помню чудное мгновенье...".

3-й ведущий: Александр Сергеевич Даргомыжский, современник Пушкина, друг Глинки, также испытал могучее воздействие своего великого тезки. Вслед за Михаилом Ивановичем он пишет романсы: испанский ("Ночной зефир"), восточный ("Ты рождена воспламенять"), элегию ("Я вас любил").
3-я ведущая: Однако Александр Сергеевич Даргомыжский не остается подражателем, а вносит яркий и оригинальный вклад в музыкальное истолкование пушкинской лирики. Романсовая пушкиниана композитора наполняется новыми мотивами, а элегия "Я вас любил" выражает не только лирический порыв, но и раздумья о смысле жизни.
3-й ведущий: Как бы в тон такой интерпретации звучат слова другого современника Пушкина, великого критика В. Г. Белинского: "Мы спрашиваем себя, что такое любовь?.."

Исполняется романс А. С.Даргомыжско-го "Я вас любил"

4-й ведущий: Стихотворению "Не пой, красавица, при мне..." свою музыкальную трактовку дали многие композиторы (Михаил Глинка, Сергей Рахманинов), среди них и Николай Римский-Корсаков.
4-я ведущая: Другое произведение поэта, которое также привлекло его внимание, — "На холмах Грузии...". Это последнее поэтическое воспоминание Пушкина о Марии Волконской, дочери прославленного героя Отечественной войны генерала Н. Н. Раевского.
4-й ведущий: Поэт путешествовал вместе с Раевскими по Кавказу и Крыму. Мария отличалась пылкостью и естественностью характера, незаурядностью натуры. 4-я ведущая: Осенью 1824 г. в Михайловском поэт узнал о предстоящем замужестве Марии Николаевны. Но счастье молодой четы было недолгим. Через год после свадьбы за участие в восстании декабристов был арестован и заключен в Петропавловскую крепость ее муж Сергей Григорьевич Волконский. Решение Марии Николаевны оставить родных, малютку сына и последовать за мужем, приговоренным к 20 годам каторжных работ, вызывает восхищение Пушкина, преклонение перед ее самоотверженностью.
4-й ведущий: В черновых бумагах сохранились не включенные в окончательный текст стихов строфы, посвященные юношеской любви поэта:
...Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь
И без надежд и без желаний.
Как пламень жертвенный, чиста моя любовь
И нежность девственных мечтаний.

Звучит романс Н. А. Римского-Корсакова "На холмах Грузии лежит ночная мгла"

5-й ведущий: Среди адресатов любовной лирики А. С. Пушкина — Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-губернатора Новороссийского края. Современники отмечали ее ум, образованность, очарование и " прелесть обхождения ".
5-я ведущая: Поэт познакомился с ней в 1823 г. в Одессе, "...любовь овладела его душою". Ей посвящены ставшие знаменитыми стихи: "Сожженное письмо", "Храни меня, мой талисман", "Прощанье".
5-й ведущий: А замечательный композитор Цезарь Кюи создал романс "Сожженное письмо".

Исполнение произведения или аудиозапись.

6-я ведущая: Наталья Николаевна Пушкина — жена поэта, урожденная Гончарова. Впервые они встретились зимой 1828 — 1829 гг. на одном из московских балов.

Рассказ идет на фоне музыки К. Листова "Я помню вальса звук прелестный".

6-й ведущий: И только после продолжительного знакомства, сватовства, знаменитой Болдинской осени состоялось венчание — 18 февраля 1831 г. в Москве в церкви Большого Вознесения. После свадьбы поэт писал другу: "Я женат — и счастлив..." 6-я ведущая: Чувство глубокой любви и нежности Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. Наталье Николаевне посвящены прекрасные стихотворения: "Когда в объятия мои", "Мадонна", "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит".

Звучит стихотворение "Мадонна".

Заключение

6-й ведущий: Женская красота, обаяние, грация не раз вдохновляли Музу Пушкина. А его божественный дар, пленительные стихи стали источником создания образцов вокальной лирики.

6-я ведущая: Так счастливо соединилось прекрасное в жизни, в поэзии и музыке. Закончить встречу можно романсом замечательного композитора XX века Г. В.Свиридова на шутливые стихи Пушкина, обращенные к юной девушке Кате Вельяшевой, — "Подъезжая под Ижоры..."
Голосовать
просмотров: 596
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
Войти